ТОП-10 легендарных киевских сооружений _____________________________ 1 место. Мавзолей Байкового кладбища Личное отношение: Потомков, погребённых на Байковом кладбище более ста лет назад киевлян, преимущественно уже также нет на этом свете. И, казалось бы, кому есть дело до чужих могил? Однако, общество не способное отдать дань памяти своим почившим согражданам, вряд ли имеет перспективу достойного будущего. Во всём западном мире усыпальницы, подобные байковым, содержатся в образцовом порядке для того, чтобы мы и наши дети наглядно могли убедится в значимости каждой прожитой жизни. Учитывая, сколько свежих захоронений наблюдается на Байковом кладбище, средства оставленные за положение vip-мертвецов вполне могли бы окупать постоянный ремонт уникальных для Киева малочисленных старинных мавзолеев. А пока, позор нам. Описание, из архива газеты Сегодня: "...помпезная гробница Михаила Аристархова, увенчанная двумя экзотическими шпилями и крестом. Ее фасад украшает прекрасный бронзовый барельеф, изображающий Архистратига Михаила, одетого в рыцарские доспехи, поражающего огненным мечом сатану. <...> Напротив - усыпальница Тышевичей. Постройка напоминает хорошо известное киевлянам здание караимской кенасы на Ярославовом Валу, 7. Та же декоративная арка, поставленная на две колонны, аналогичная сфера полукупола и такой же лепной орнамент. Чувствуется почерк Владислава Городецкого. <...> усыпальница Диателовичей - треугольный фронтон, коринфские пилястры, крест и полукруглые ниши для скульптур... <...> На территории Старого кладбища можно увидеть шикарный (хоть и запущенный) готический замок, его купол очень похож на величественные завершения костела Св. Николая на ул. Б. Васильковской. Но самым загадочным из сохранившихся склепов по праву можно считать усыпальницу, расположенную у северной стены кладбищенской церкви. Издали она напоминает одну из башен Собора Парижской Богоматери, но если подойти ближе, то святость сразу же исчезает: стилизованный крест скорее похож на рукоятку меча, а крылатые существа, восседающие на столбах, - сущие демоны, которых могла создать разве что воспаленная фантазия Врубеля. <...> Есть на фасаде здания и геральдический щит, на котором первоначально размещались инициалы владельца. Теперь они сорваны... 2 место. Капонир №4, первого полигонального фронта Госпитального замка, 1844 г. (Лабораторный пер. 24) Личное отношение: Практически все сооружения киевской крепости имеют несомненное историческое значение. В нормальной стране все они уже давно были бы объединены в единый действующий музейный комплекс и использовались бы в качестве выставочных залов, галерей и кафе. У нас же их сознательно доводят до неликвидного состояния, дабы после естественного (или не очень) разрушения застолбить очередную площадку под стройку в лакомом "элитном" месте. Среди киевлян тема крепости практически не поднимается, большинство из них о наличии таковой в столице попросту не догадываются. Описание, wikipedia: "Киевская крепость была построена в Печерском районе под названием Новая Печерская крепость. Сегодня некоторые здания восстановлены и содержат музей Киевской крепости, некоторые до сих пор используются как военные склады либо коммерческими предприятиями. Потеряв стратегическое значение в конце XIX века, Киевская крепость использовалась для нужд армии (штабы, склады, казармы), а также как место заключения.Историко-архитектурный памятник (ныне памятник-музей) «Киевская крепость» основан в 1927 году как филиал Музея истории Киева. Основной фонд музея составляет 17 тысяч экспонатов.Составная часть госпитального укрепления Киевской крепости — Косой капонир — построен в 1844 году как оборонительное сооружение Госпитального укрепления в системе Новой Печерской крепости.Также в состав Киевской крепости входил Лысогорский форт, сооруженный в 1872 году по проекту Эдуарда Ивановича Тотлебена. Лысогорский форт — сложная система бастионов, равелинов, люнетов". 3-е место. Электростанция старейшего в Киеве Лукьяновского трамвайного депо, 1909 год. Личное отношение: За минувшую сотню лет и техника, и промышленность рванули далеко вперёд. В наши дни нет смысла воздвигать громоздкие и по-своему изящные конструкции ради производства, современная архитектура в этой сфере больше всего похожа на Lego - сегодня собрал так, завтра этак, а послезавтра вообще разобрал и перевёз. Старинные же постройки представляют собой неповторимый комплекс могущества и изящества. Запоминающиеся формы, большие пространства, стильный декор - всё это необходимо сохранить. Тем более есть бесконечный европейский и американский опыт по преобразованию подобных строений для общественных потребностей - офисы, магазины, рестораны и т. д.. Казалось бы, бизнес должен быть заинтересован в подобных объектах и ради привлечения клиентов в первую очередь сам обязан их сохранять и поддерживать. Однако недавний опыт сноса роскошного здания фабрики на Набережно-Крещатицкой говорит, увы, об обратном. Описание: например, wikimapia: Электростанция Лукьяновского трамвайного депо 1909 г. Дизельная электростанция трамвайной сети 1909–1910 гг., архитектор К. Остроградский. Один из лучших образцов стиля модерн в промышленной архитектуре Киева. 4 место. Дом по Андреевскому спуску, 9. Личное отношение: Наверное, если по спуску не гулять, а только слушать новости, то может сложиться впечатления, будто на главной туристической улице столицы уже давно наступил образцово-показательный порядок, машины не ездят, все дома приведены в идеальное состояние, нет разбитых фонарей и только хаотичная торговля слегка портит картину. На самом же деле спуск после Евро-2012 застрял в состоянии разрухи-показухи: - фасады эксплуатируемых домов по-идиотски покрашены одним жёлтым цветом - выделить детали забыли и забили; - здания, которым "повезло" быть зачехлёнными, дышат на ладан; - зато активно строятся новые; - а на месте швейной фабрики по-прежнему зияет столь радостный взору застройщика пустырь. Каждое отдельное здание на Андреевском, конечно, особой исторической и художественной ценности не имеет, но все вместе они образуют ансамбль. Потеряв этот единственный действительно историчный уголок, Киев будет с туристической точки зрения просто кастрирован... Описание-wikipedia: Андре́евский спуск в Киеве (укр. Андріївський узвіз) — один из старинных путей, соединяющих Верхний город, его центральную часть, с торговым Подолом.20 января 2012 Министерство культуры Украины издало приказ, согласно которому Андреевский спуск получает статус памятника градостроительства местного значения (ох. № 675 Кв). 5 место. Многоуровневый дворик (ул. Грушевского 4б) Личное отношение: Несколько домов на Крещатике погибли в гражданскую войну начала ХХ в., позже почти вся улица выгорела в 1941-ом г., остатки строений между нынешней Европейской площадью и Майданом уже в 1970-е снесли советские власти. В этой части главной столичной улицы из дореволюционных построек сохранились лишь несколько аккуратных зданий с необычной структурой сквозного прохода во дворах - так называемая, Тропа Хо Ши Мина, короткий путь от Кинопалаца к стадиону Динамо. Не верится, что именно в наши дни найдётся последователь фашистов и салинистов, который доведёт дело уничтожения прежнего Крещатика до логического конца... Описание-wikimapia: ул. Михаила Грушевского, 4б, ланируется к сносу. Вместо него планируется строительство гостинично-офисного комплекса. 6 место. Доходный дом Мурашко. (Малая Житомирская ул. 14б) Личное отношение: Комплекс зданий доходных домов и особняков семьи Мурашко - это и памятник выдающемуся украинскому живописцу, и прекрасный образец архитектуры своего времени, и формирующая часть застройки Малой Житомирской улицы. Трудно себе представить логику и суть существ, причастных к уничтожению потенциальной достопримечательности... Описание-nikorupciji: Есть в историческом центре Киева очень важный для города и Украины объект культурного наследия – усадьба семьи признанного в мире украинского художника Александра Мурашко. Она расположена на небольшой узкой улочке Малой Житомирской, которая соединяет Майдан Незалежности с Софийской и Михайловской площадями, и включает в себя несколько зданий – памятников архитектуры и истории местного значения. Это дома 14, 14а, 14 б, к ним по фронту улицы примыкает еще один памятник – жилой дом начала ХХ в. в стиле модерн – 12а.Несмотря на то, что дома, как памятники, находятся под охраной государства, на них (вернее, на территорию под ними и вокруг них), начиная с 1996 г., ведется охота киевских чиновников с приближенными к власти «инвесторами». Кто же такой художник А.Мурашко (1875-1919) и почему уже много лет интеллигенция Киева не позволяет снести эти дома и требует от власти реставрации зданий и создания музея художника. 7 место. Особняк Сикорского (ул. Ярославов Вал 15б) Личное отношение: Аналогично предыдущему случаю, здание несёт в себе память о выдающемся киевлянине, изобретателе вертолёта. Не знаю другой страны в мире, где подобный объект сознательно доводился бы до полного разрушения, вместо того, чтобы стать привлекательным туристическим пунктом. Описание-relaxua: Этот дом был построен по заказу врача-психиатра Ивана Алексеевича Сикорского. Ученый, благотворитель и общественный деятель Иван Алексеевич Сикорский устроил в этом доме больницу и вел частную практику.Известно, что Иван Сикорский послужил живой моделью для образа святого Иоанна Златоуста при росписи Васнецовым алтаря во Владимирском соборе.Сын Ивана Алексеевича, Игорь Сикорский, уже в 20-летнем возрасте сконструировал на задворках отцовской усадьбы первый вертолет. Здесь же он построил несколько типов аэропланов, на которых летал сам, а в 1911 году на модели С-6А установил мировой рекорд скорости с экипажем. В 1912—1914 годах им были созданы модели самолетов “Грант”, “Русский витязь” и “Илья Муромец”.Последние пятьдесят лет своей жизни талантливый конструктор прожил в США, где в 1923 году основал “Аэроинженерную корпорацию Сикорского”. Ныне она известна во всем мире самыми передовыми технологиями в области производства вертолетов.В 1972 году в этом доме поселился выдающийся ученый в области математики, кибернетики и вычислительной техники Виктор Михайлович Глушков. Под его руководством были созданы первые в стране управляющие ЭВМ серии “Днепр” и “Мир”. 8 место. Станция скорой помощи (ул. Рейтарская, 22) Личное отношение: Маленький шедевр. Похожих зданий в Киеве больше нет. Описание-wikimapia: "На Рейтарской улице располагалась клиника братьев Коломийченко: хирурга Михаила Коломийченко и отоларинголога Алексея Коломийченко. А по адресу Рейтарская, 22 до сих пор находится станция скорой помощи, построенная в 1913 году. Это один из лучших образцов венецианской готики. Автор проекта Иосиф Зекцер говорил, что фасад здания – точная копия здания скорой помощи в Мадриде, а его парадные двери – копия дверей Дворца дожей в Венеции". 9 место. Дом со змеями (ул. Бол. Житомирская 32) Личное отношение: На глазах отлетают слои потрясающей декоративной лепнины. Это был дом "с душёй". С каждым годом его остаётся всё меньше. Описание-wikimapia: "Построил здание в 1910-1911 гг. архитектор Игнатий Ледоховский, один из отцов киевского модерна. Дом проектировался как трехэтажный, внутри квартиры были украшены лепниной, плиткой, и был на то время роскошным особняком. В начале ХХ века этот дом назывался доходным и служил мини-гостиницей. В 20-е годы надстроили четвертый этаж. В 90-е годы после очередной смены собственника дом стал собственностью МВД. В центре города умирает старинный красивый особняк. Городские, районные власти, органы охраны культурного наследия не только не собираются заняться его спасением, но даже не знают, кому он принадлежит. Этот старинный трехэтажный дом на ул. Большой Житомирской, 32 называют еще "дом со змеями" и "дом с каштанами". Змеи поддерживают его балкон, листья каштана изображены в виде лепнины. Он обращает на себя внимание каждого, кто проезжает по Большой Житомирской, несмотря на свое ужасное состояние: облупленным, с полурассыпавшимися женскими фигурами на третьем этаже, которые недавно затянули синей сеткой, чтоб не обрушились на голову, и выросшей березой на балконе.Но не только разрушение угрожает этому особняку. У него, как выяснилось, есть некий хозяин, о котором никто ничего не знает, как и том, зачем он доводит свою собственность "до ручки". 10 место. Замок барона (ул. Ярославов вал 1) Личное отношение: С этим домом я столкнулся в уже почти сознательном возрасте, лет в 16-17. До того я почему-то никогда по Ярославову валу не гулял и был очень удивлён, что в скучном, как мне тогда казалось, Киеве есть такие здания. Тогда все каменные резные ограды балконов "замка барона" ещё были живы, краска не столь облупилась, и крыша не прохудилось. И вот уже почти 15 лет всё, что я наблюдаю - это постепенное разрушение лучшего дома в городе. Грустно и непонятно... Описание-wikimapia: Экзотический "дом рыцаря" был сооружен в конце XIX столетияДом на Ярославовом Валу носит имя человека, который там никогда не жил «Когда я читаю слово «Salvе» в парадном прошлого века, я дружески улыбаюсь, приподнимаю кепку», - писал киевский поет Николай Ушаков. Речь идет об одном из самых романтических и загадочных зданий Киева, расположенном на улице Ярославов Вал, 1. Слово «Salvе» (на латыни означающее «привет!») выложено мозаикой у входа в парадное, действует успокаивающе и снимает первоначальный стресс, вызванный крылатыми чудовищами, примостившимися в эркере над входом. Пришельцы с Лысой горы выглядят настолько омерзительно, что стараешься как можно быстрее миновать жуткий портал. Надо сказать, что мало с каким зданием в столице связано столько заблуждений и нелепых домыслов, сколько выпало на долю этому дому на Ярославовом Валу.

Теги других блогов: история культура Киев